Сегодня понедельник, 21 апреля 2025 г, 03:56
волжское-обозрение.рф
28.02.2013 00:00 / Репортёр
![]() Секретами средневековых витражистов делится волжанка Елена Ковальцова Вот уже четыре года, как Елена с любовью занимается художественной обработкой стекла. Казалось бы, из хрупкого, прохладного на ощупь стекла получаются великолепные картины, соединяющие в себе игру света и цвета. ЕЩЕ несколько лет назад о подобном увлечении, ставшем теперь профессией, причем для всей семьи, Елена Ковальцова и подумать не могла. Но все изменила встреча с московским художником Игорем Иващенко, в мастерской которого будущий витражист впервые и познакомилась со старинным искусством. Супруг Елены, человек творческий и мастер на все руки, краснодеревщик Алексей Дейкин помогал столярничать своему давнему другу. А в это время Елена познавала коварную природу стекла. Самое главное – соблюдать технику безопасности. Стекло не прощает суеты, небрежности. Но благодарно теплым, умелым рукам мастера.
К слову, «витраж» с французского – оконное стекло. Традиционно витраж воспринимается как вид декоративного искусства. Известны витражи романских соборов Германии, датированных XI веком. Ну а элементом убранства интерьеров русских домов цветные панно стали гораздо позже. Советская эпоха соцреализма, где витраж был частью всего того монументального, что возводилось, сменилась временем простоя. Сегодня, пожалуй, можно говорить о возрождении витража как искусства в России. Да и истинных витражистов, специалистов по стеклу в нашей стране не так много. Почему? Во-первых, витраж это все же предмет роскоши, признак респектабельности и достатка. А соответственно и цена изделия за
В своей работе Елена использует исключительно качественное стекло производства Канады, США, а также стекло собственноручной работы, сделанное в мастерской. – На один витраж иногда уходит до тысячи мелких отшлифованных стеклышек, – рассказывает мастер. Основу составляет оловянно-медный профиль, который обрамляет стекло и придает каркасу прочность. Одной из первых работ Елены Ковальцовой была вставка в нишу. И сложность заключалась в том, что витраж составляли крупные стекла. Причем само изделие было
– Чаще обращаются владельцы частных домов, которые хотят украсить свой интерьер, поскольку витраж все-таки требует простора. Кто-то заботится о наличии витража на стадии проектирования своего жилища, а кто-то лишь со временем решает заменить привычные дверные перегородки на витраж, – отмечает наша героиня. Действительно, сегодня витражи широко входят в моду. Их устанавливают не только в ниши с подсветкой, на окна, потолки. Витражные панно удачно вписываются в стены с подсветкой. В качестве декора служат витражные светильники и другие предметы интерьера, которые в исполнении Елены приобретают неповторимость и создают настроение. – Многие заказчики - люди взыскательные. И это правильно, – считает мастер. – Человек не просто платит свои деньги за предмет роскоши, для многих витражи становятся фамильной ценностью.
И впрямь витраж словно картина, переходящая по наследству, обретает собственную историю, наполняется смыслом, обрастает легендами. Так, внимательные волжане могли заметить витражные панно, которые украшают зал городской Филармонии и бассейн Центрального стадиона. Подобное наследие советской монументалистики сегодня представляет историческую значимость для города и его жителей. Что говорить о частных коллекциях, которые могут составлять и картины небольшого размера, и объемные витражи, – истинная ценность. Сегодня Елена Ковальцова занята очередным витражом. Работа над ним длится уже несколько месяцев. Не спеша, стеклышко к стеклышку витражист выкладывает детали будущей картины. – Зачастую используется несколько техник: от классических, которые были известны в раннем средневековье, до постмодерновых, пришедших к нам не так давно, – рассказывает Елена. Чтобы добиться большей прорисовки деталей, работают в технике гризайль. Дабы придать дополнительный объем стеклу, на помощь приходит техника фьюзинг и малоизвестная техника эрклез или Dalle-de-verre, впрочем, чем больше техник, технологических решений и приемов, знаний и умений отражает работа, тем искусней она получается. Елена Васильевна охотно делится своим умением с коллегами и начинающими витражистами, для всех желающих проводит мастер-класс. Дочь Елизавета и сын Артемий также увлеклись поделками из стекла. А поскольку наша встреча с семьей умелицы проходила по окончании празднования Дня всех влюбленных, то в подарок я получила двух ангелов, сотканных из света и стекла. И должна сказать, это настоящее чудо! Как правило, работа не ограничивается одним заказом. Елена трудится над несколькими витражами одновременно. Поэтому встает вопрос о собственном статусе в качестве индивидуального предпринимателя. Узнают о волжском ремесленнике в основном посредством социальных сетей. Благодаря им Елена нашла единомышленников и друзей по витражному искусству. Московский физик и художник-витражист Сергей Чиркин (студия "Неовитраж") трудится в различных техниках, еще больше осваивает новые методы работы со стеклом. Среди произведений, которые запечатлели почерк художника, – витражи храма в подмосковном Талдоме. Кстати, наша героиня также мечтает украсить своим искусством один из храмов Волжского. Тем более что долгие годы она сама трудится регентом в храме Святых равноапостольных Константина и Елены, что в поселке ЛПК. – Выполнить витражную икону или целый иконостас – мое давнее желание, – признается Елена. – И если найдется такой спонсор, который сможет оплатить часть затрат, то я буду счастлива приступить к работе. Быть может, уже в скором времени в Волжском появится не одно общественное место, которое будет оформлено витражами от Елены Ковальцовой. Наталья БОНДАРЕВА | |||||
|